Письмо МНС РФ от 23.07.2003 г. N БГ-10-22/406 «О реализации Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расч

Версия для печати Отправить на e-mail

             Письмо МНС РФ от 23 июля 2003 г. N БГ-10-22/406
  "О реализации Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов
            и (или)расчетов с использованием платежных карт»

     Во  исполнение  поручения  Заместителя  Председателя   Правительства
Российской  Федерации  А. Л. Кудрина  от  18  июня  2003  года  NКА-П5-6943
Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и   сборам   направляет
предложения по реализации положений Федерального закона от  22  мая  2003
года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов  с  использованием  платежных
карт» (далее — Закон)по вопросам, отнесенным к компетенции  Правительства
Российской Федерации.
     Реализация Закона требует принятия большого  количества  нормативных
документов, без которых невозможно соблюдение всех его  требований.  Так,
только непосредственно в тексте Закона указано на необходимость  принятия
Правительством Российской  Федерации  следующих  подзаконных  нормативных
актов:

     1. Порядок осуществления наличных денежных расчетов и  (или)расчетов
с  использованием  платежных  карт  без  применения   контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг  населению  при  условии  выдачи  бланков
строгой отчетности (п.2 ст.2 Закона).
     2.   Порядок   утверждения   формы   бланков   строгой   отчетности,
приравненных к кассовым чекам (п.2 ст.2 Закона).
     3. Порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам (п.2 ст.2 Закона).
     4.  Порядок  определения  специфики  деятельности   и   особенностей
местонахождения  организаций  и   индивидуальных     предпринимателей для
предоставления им права осуществлять наличные денежные  расчеты  и  (или)
расчеты    с    использованием    платежных    карт    без     применения
контрольно-кассовой  техники  при   осуществлении   видов   деятельности,
указанных в п.3 ст.2 Закона (п.3 ст.2 Закона).
     5.  Порядок  ведения  Государственного  реестра  контрольно-кассовой
техники, требования к его структуре и составу сведений (п.2 ст.3 Закона).
     6. Возложение на соответствующий  федеральный  орган  исполнительной
власти функций по ведению  Государственного  реестра  контрольно-кассовой
техники  с  одновременным  внесением  дополнений  в  положение    об этом
федеральном органе (п.2 ст.3 Закона).
     7. Порядок предоставления Центральным  банком  Российской  Федерации
сведений  федеральному  органу  исполнительной  власти,   уполномоченному
осуществлять   ведение   Государственного   реестра   контрольно-кассовой
техники,  о  контрольно-кассовой  технике,   разрешенной   к   применению
кредитными организациями, а  также  об  используемых  в  ней  программных
продуктах (п.3 ст.3 Закона).
     8.   Требования   к   контрольно-кассовой   технике,    используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями (п.1 ст.4 Закона).
     9.  Порядок  и  условия  регистрации  контрольно-кассовой   техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п.1  ст.4
Закона).
     10.  Порядок  и  условия  применения  контрольно-кассовой   техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п.1  ст.4
Закона).
     11. Порядок  ведения  и  хранения  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями документации, связанной с приобретением и регистрацией,
вводом в эксплуатацию и  применением  контрольно-кассовой  техники  (ст.5
Закона).
     12. Приведение в  соответствие  с  Законом  действующих  нормативных
актов Правительства Российской  Федерации,  решений  федеральных  органов
исполнительной  власти,   Государственной   межведомственной   экспертной
комиссии по контрольно-кассовым машинам (ст.8 Закона).
     Также Законом предусмотрено принятие Центральным  банком  Российской
Федерации следующих правовых актов:
     1. Порядок совершения кредитными организациями кассовых  операций  с
применением контрольно-кассовой техники (п.1 ст.2 Закона).
     2.  Порядок  допуска  контрольно-кассовой   техники   к   применению
кредитными организациями и используемых в ней программных продуктов  (п.3
ст.3 Закона).
     3. Порядок применения кредитными  организациями  контрольно-кассовой
техники и используемых в ней программных продуктов (п.2 ст.4 Закона).
     Субъекты Российской Федерации должны подготовить перечни  отдаленных
или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров,
поселков  городского  типа),в  которых   организации   и   индивидуальные
предприниматели  могут   осуществлять   наличные   денежные     расчеты и
(или)расчеты   с   использованием   платежных   карт       без применения
контрольно-кассовой техники (п.3 ст.2 Закона).
     Практическое применение Закона потребует принятия еще  значительного
числа нормативных актов, прямо не вытекающих из  текста  Закона,  но  без
которых невозможно обеспечить  его  действенность.  Так,  Государственной
межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам было
принято более двух тысяч решений по широкому спектру вопросов,  связанных
с  использованием  контрольно-кассовых  машин.  Имеются  решения  Минфина
России, налоговых органов и субъектов Российской Федерации  по  указанным
вопросам.  Все  эти  решения  должны  быть  учтены  в  целях  обеспечения
бесперебойной   реализации   государственной   политики    в    отношении
использования контрольно-кассовой техники.
     Повсеместное применение контрольно-кассовой техники  невозможно  без
соответствующей инфраструктуры.  Так,  отсутствие  лаборатории  эталонных
образцов  контрольно-кассовой  техники   делает   бессмысленным   ведение
Государственного  реестра  этой   техники   и   невозможным   обеспечение
единообразия  этой  техники  в  рамках   заявленной   модели   конкретной
контрольно-кассовой машины. В тексте Закона не  содержится   упоминания о
такой лаборатории либо  вообще  о  каком-либо  механизме,  обеспечивающем
соответствие применяемых на практике моделей контрольно-кассовой  техники
их аналогам, заявленным в Государственном реестре.
     В настоящее  время  создана  и  функционирует  весьма  разветвленная
инфраструктура, обеспечивающая  успешное  применение  контрольно-кассовых
машин. В ее состав входят  более  70  производителей  контрольно-кассовых
машин,    свыше    2,5    тыс.    центров       технического обслуживания
контрольно-кассовых машин, расположенных по всей территории России, около
1,1  млн.  пользователей  контрольно-кассовых  машин.  При  осуществлении
денежных   расчетов   с   населением   применяются         более 2,2 млн.
контрольно-кассовых машин, зарегистрированных налоговыми органами.  Таким
образом,  существует  целая  отрасль,  которая  нуждается  в  непрерывном
государственном управлении. Ежегодно бюджет Российской  Федерации  теряет
более   100   млрд.руб.   в    результате    нарушений    в    применении
контрольно-кассовых машин. Трудно представить, какими  будут  потери  для
экономики  страны,  если  государственное  управление   и     контроль за
применением контрольно-кассовой техники прекратят осуществляться хотя  бы
на короткое время.
     Учитывая изложенное, а также то, что для создания новой  нормативной
базы требуется достаточно длительное  время,  представляется  необходимым
поручить МНС России совместно с Минфином России,  ФСБ  России  и  другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить
нормативные документы,  указанные  с  третьего  по  четырнадцатый  абзацы
настоящего письма, предварительно  представив  график  их   направления в
Правительство Российской Федерации, имея в виду, что  Закон  должен  быть
реализован в полном объеме в возможно короткие сроки — реально не позднее
2004 г. Также целесообразно  просить  Банк  России  подготовить  правовые
акты,  указанные  с  шестнадцатого  по  восемнадцатый  абзацы  настоящего
письма.  На  период  подготовки  нормативной  базы  следует  в   основном
сохранить сложившийся порядок внесения моделей контрольно-кассовых  машин
в  Государственный  реестр,  поручив  при  этом  МНС   России   проводить
утверждение  конкретных  моделей  контрольно-кассовых  машин,  отобранных
Государственной     межведомственной     экспертной          комиссией по
контрольно-кассовым машинам, для включения их в  Государственный  реестр.
При этом представляется необходимым сохранить действие нормативных  актов
Правительства  Российской  Федерации  и  иных   решений   в   части,   не
противоречащей вновь принятому Федеральному закону.

                                                              Г. И. Букаев


Сделать закладку на эту страницу:

 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >