Главная страница arrow Статьи членов МТА arrow Егерев В. Мультимедийные технологии в корпоративных системах обучения персонала

Егерев В. Мультимедийные технологии в корпоративных системах обучения персонала

Версия для печати Отправить на e-mail

Валентин Егерев,
Эксперт по стратегическому управлению

«Интеллектуальное развитие – это обретение новых знаний.
Нет больше разницы между учебой, работой и жизнью.
Это один неразрывный процесс».
«Бизнес в стиле фанк» – К. Норстрем, Й. Риддер Стралле

Мир бизнеса меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы «не выпасть из обоймы», современному менеджеру необходимо постоянно пополнять свои знания и навыки. Эта истина известна всем, и в мировой практике является нормой, что профессиональные специалисты постоянно повышают свое бизнес-образование по профилю своей непосредственной работы, чтобы не отстать от современных знаний и быть up-to-date специалистом.

Обучение персонала – одна из важнейших стратегических задач руководства. И, как к любому бизнес-процессу, к корпоративному обучению необходимо подходить системно. Именно системный подход позволяет при одинаковых затратах добиться больших результатов.

Кратко остановимся на общих принципах организации процесса обучения персонала. Системный подход к обучению предполагает определенную последовательность этапов, при этом нарушение этой последовательности или исключение какого-либо этапа неизбежно приведет к ухудшению результата:

1) выявление потребности в обучении (разрыв между реальной и желаемой результативностью сотрудников);
2) постановка целей обучения;
3) определение содержания, форм и методов обучения;
4) выбор или подготовка преподавателей, тренеров, наставников;
5) подготовка к обучению, в том числе организационные мероприятия, а также мотивация к обучению;
6) проведение обучения;
7) оценка эффективности обучения;
8) обеспечение позитивного переноса.

Вне зависимости, говорим ли мы об обучении одного человека или всех сотрудников организации, о подготовке кандидата на руководящую должность или адаптации новичка, о разовом мероприятии или о непрерывном обучении, мы должны последовательно пройти через перечисленные этапы.

Придерживаясь системного подхода, можно добиться хороших результатов, используя любые формы и методы обучения. От самых дешевых методов, таких как книги и профессиональные журналы, до самых дорогих – обучения в бизнес-школе по программе МВА или индивидуального и корпоративного коучинга.

Обучение без преподавателя

Руководители и менеджеры по персоналу все чаще задаются вопросом, как повысить эффективность обучения персонала, оптимизировав при этом затраты.

Для большинства HR корпоративное обучение в настоящее время ассоциируется с проведением тренингов и семинаров. Однако нельзя забывать о существовании других форм и методов, не менее эффективных, но часто гораздо менее затратных.

Желание сделать процесс получения информации независящим от присутствия преподавателя легло в основу идеи дистанционного обучения. В нашей стране эта форма обучения существовала давно в виде заочной формы образования. Однако в данном случае студентам приходилось приезжать на установочные и экзаменационные сессии. На Западе существовала форма корреспондентского обучения, когда студент получал учебные материалы по почте и также почтой высылал выполненные контрольные работы и тесты.

Новую жизнь эта форма обучения приобрела с появлением и массовым распространением Интернета. В настоящее время 90% американских университетов внедрили новую систему дистанционное обучение студентов (СДО).

Однако пионерами в этом процессе стали не вузы, а крупные корпорации (IBM), которые начали их применение более 20 лет назад. Как показывает практика, для огромной, географически разбросанной международной компании внедрение дистанционной системы (СДО) позволяет снизить затраты на обучение на 75%.

Идея корпоративного дистанционного обучения настолько прижилась в США, что в 2006 году аналогичные системы использовали уже 72% компаний, численность сотрудников которых превышает 1000 человек.

Разработаны специальные международные стандарты дистанционного обучения – IMS, SCORM, AICC и др. В нашей стране первым корпоративным системам дистанционного обучения (СДО) пока еще не исполнилось и 5 лет.

В настоящее время форма дистанционного обучения – E-learning (мультимедийные программы компьютерного обучения) дает возможность работающим людям организовать удобный график обучения, который позволяет сочетать напряженный ритм основной деятельности с освоением новых знаний.

Эта форма обучения предоставляет слушателям возможность составить индивидуальный график занятий, быстро получить самые ценные и необходимые знания и сократить сроки обучения.

Что такое СДО

Современная форма системы дистанционного обучения (СДО) состоит из двух больших частей – «оболочка» и «контент». Оболочка – это специально разработанное программное обеспечение, позволяющее обеспечивать обучаемым доступ к учебным курсам («контенту») через Интернет или локальную сеть, отслеживать процесс и результаты обучения, создавать и редактировать учебные курсы и т. д.

Эти программы называются Learning Management System (LMS). Сейчас на российском рынке представлено около десяти LMS отечественных и зарубежных производителей, значительно отличающихся ценой и функционалом.

Контент – набор учебных курсов, содержащих в себе информацию, иллюстрации, упражнения и тесты. Фактически LMS можно сравнить со стеллажом, а контент — с книгами в библиотеке.

Важно отметить, что с развитием мультимедийных технологий, учебные курсы становятся все более интересными. Сейчас это не просто текст на экране компьютера, так называемые электронные книги, а аналог CBT (Computer Based Training) – компьютерного тренинга, передающегося через Интернет.

Текст, часто дублируемый голосом диктора, сопровождается разнообразными иллюстрациями – видеофрагментами, анимацией, рисунками, слайдами, таблицами. Упражнения могут быть реализованы как в игровой форме, так и в виде симуляций, полностью имитирующих производственный процесс. Даже тесты не похожи на привычный всем выбор одного правильного ответа из четырех – в них используются кейсы, ролевые игры, симуляции и пр.

В России пока еще очень мало компаний, специализирующихся на создании подобных учебных курсов, поэтому готовых русскоязычных программ не много.

Зато велик выбор англоязычных программ, представленных дилерами крупнейших американских производителей. Например, лидер среди производителей учебных курсов по бизнес-тематике, компания SkillSoft, располагает библиотекой, насчитывающей более 3000 наименований. По мнению автора, существенный недостаток англоязычных программ состоит в том, что их надо профессионально адаптировать к условиям настоящей российской реальности.

Таким образом, современные мультимедийные программы СДО могут с успехом заменить привычные аудиторные занятия, не уступая им в качестве информации и в увлекательности процесса обучения.

Преимущества СДО

Современная глобальная экономика требует от серьезных компаний адекватного подхода к бизнесу. Сейчас и в ближайшее десятилетие конкурентная борьба будет идти не только за долю рынка, но и за интеллектуальное лидерство.

Поэтому на первый план выходят хорошо обученные и подготовленные человеческие ресурсы.

По мнению многих, стратегически мыслящих руководителей, система дистанционного обучения (СДО) сотрудников – один из самых современных и эффективных способов обучения персонала без отрыва от производства.

Основные достоинства СДО состоят в следующем:

1. Гибкость. Обучающийся можете организовать обучение таким образом, что оно не помешало выполнению текущих дел. Обучающийся сами распоряжаетесь своим учебным временем и можете совместить учебу с другими обязанностями так, как ему будет удобно.
2. Возможность обучения в любом удобном месте. Обучающему не придется тратить время на конспектирование лекций, более того он получаете на руки полный пакет учебного материала, и ему не нужно посещать учебный центр.

Хорошо известные крупные компании: Альфа-банк, Аэрофлот, Газпром, Лукойл, «Норильский никель», ТНК, «Русский Алюминий», ЦВ «Протек», Сибнефть, СУАЛ, и российские дочки зарубежных компаний Coca-Cola, IBM, Kodak, Mars, Motorola, Procter & Gamble, и другие уже несколько лет используют систему дистанционного обучения (СДО) и превратили ее из просто обучающей и развивающей в сильный мотивационный фактор.

Директор по персоналу ЦВ «Протек» Ольга Кухоткина говорит: «У меня складывается ощущение, что возможности «СДО» безграничны, главное научиться грамотно ее наполнять и использовать.

Мы используем «СДО» не только для обучения и развития сотрудников, но и для проведения профессионального тестирования и для проведения аттестационных мероприятий.

Намного легче стало работать с филиалами и агентствами, которые подключены к нашей системе дистанционного обучения, так как система стала эффективным каналом распространения нашей корпоративной культуры».

Кроме того, внедрение «СДО» может стать частью мощной внутренней и внешней PR-политики, поскольку этот факт подчеркивает, что компания придает «человеческому фактору» первостепенное значение.

В октябре 2007 года в Президент-отеле (г. Москва) проходил практический бизнес-форум: «Пять подходов к построению Результативного обучения персонала».

Для выступления на форуме были приглашены опытные профессионалы – директора по персоналу следующих компаний: «ЛУКОЙЛ», «РУСАЛ», «Миэль», «Happyland» (российское отделение), «Business Management Techology» (российская фирма).

Выступая на форуме, Алексей Устинов, Директор Департамента Корпоративного Университета «РУСАЛ» сказал следующее: «Наша стратегия – стать компанией № 1 в мире в нашей отрасли. В качестве главного шага в этом направлении мы осуществляем масштабные меры по повышению квалификации наших людских ресурсов, уделяя особое внимание обучению и профессиональному росту.

Для этого мы широко используем современную систему дистанционного обучения (СДО). На сегодняшний день в нашей библиотеке СДО имеется 156 курсов, по которым ежемесячно обучается более 2000 сотрудников, т. е. около 25000 в год».

Далее Алексей Устинов сказал: «Мы последовательно и успешно применяем систему СДО не только для обучения, но и для решения других задач управления:

1. Повышение компетентности и профессионализма персонала на всех уровнях;
2. Повышение результативности персонала (бизнесу нужны результаты);
3. Повышение инструментальной вооруженности персонала для эффективной управленческой деятельности, чтобы бизнес-лидеры могли добиваться рекордных результатов;
4. Повышение мотивированности персонала (чтобы загорелись глаза);
5. Создание базы для формирования и развития кадрового резерва;
6. Создание «корпоративного стандарта знаний», единого для всех сотрудников компании понятийного поля;
7. Трансляция стратегии развития компании по всей вертикали управления до уровня рабочих мест;
8. Совершенствование корпоративной культуры;
9. Выработка у сотрудников компании «привычки учиться», повышение престижа непрерывного образования.
10. Привлечение новых клиентов и партнеров».

Следует отметить еще одно достоинство «СДО», которое состоит в том, что образовательные программы ее можно повторять бесплатно столько, сколько нужно компании, поскольку полный пакет учебного материала (мультимедийных программ) компания получаете на руки навсегда.

Как известно, в процессе обучения человек запоминает не более 20% информации, следовательно, курс внешнего провайдера придется повторить не один раз, соответственно, стоимость обучения будет постоянно расти, а стоимость «СДО» будет только снижаться.

Некоторые, продвинутые руководители компаний, задумываются о том, чтобы внедрить у себя систему дистанционного обучения (СДО). Их останавливает только то, что они просто не знают, с чего начать, не имеют даже базового представления о том, как она функционирует. И к тому же они еще до конца не поняли, в чем уникальность этой системы.

За дистанционным обучением будущее, и рано или поздно большинство передовых российских компании неизбежно придут к этому.


Сделать закладку на эту страницу:

 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >