Главная страница arrow Статьи членов МТА arrow Караневский П.И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма

Караневский П. И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма

Версия для печати Отправить на e-mail

Важные для познавательного и рекреационного туризма факторы, влияющие на оценку потенциала культурных и природных объектов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование фактора, по которому оценивается объект туризма

Диапазон оценок по фактору

1

Обобщенная оценка объекта по выразительности характерных для него специфических признаков

0 — 10

2

Оценка объекта по повторяемости специфических признаков в подобных ему родственных объектах, которые также могут войти в туристский маршрут

0 — 10

3

Оценка частоты возможного включения объекта (города) в экскурсию, тур

0 — 10

4

Оценка спроса туристов на посещение объекта (за условный период)

0 — 10

5

Оценка внимания средств массовой информации к объекту (городу)

0 — 10

6

Оценка состояния объекта — сумма оценок местных специалистов: архитектора, реставратора, материаловеда, музееведа, дизайнера, по благоустройству

0 — 10 для каждого

7

Оценка объекта независимым экспертом

0 — 10

8

Оценка перспективной посещаемости объекта (города)

0 — 10

9

Оценка отношения туристов к объекту (городу)

0 — 10

10

Оценка востребованности объекта (города) в рамках определенной тематики: изобразительного искусства, архитектуры, археологии, истории, и др.

0 — 10

11

Оценка востребованности объекта (города) на основе включения в событийный туризм (концерт, фестиваль, спортивное соревнование, и др.)

0 — 10

12

Оценка востребованности объекта (города) в составе делового тура

0 — 10

13

Оценка объекта (города) на основе реакции общественности на публикации, презентации, проведение конференции, связанных с этим объектом

0 — 10

14

Оценка отношения к объекту (городу) по итогам проведения туристской выставки (ярмарки) – в данном городе или за его пределами

0 — 10

15

Оценка объекта (города) на основе анализа деятельности его администрации в восстановлении и сохранении городских туристских ресурсов

0 — 10

16

Оценка важности объекта (города) на основе учёта интереса к нему местных жителей

0 — 10

17

Оценка объекта (города) на основе интереса к нему общественности вне региона (по информации в СМИ, Интернете и др.)

0 — 10

18

Оценка объекта (города) по отношению потенциальных инвесторов, проявляющих интерес к восстановлению и использованию объектов в туризме

0 — 10

19

Оценка объекта (города) по отношению религиозных деятелей к возможности проведения в нем религиозных обрядов

0 — 10

20

Оценка реальной, каждодневной посещаемости объекта (города)

0 — 10

21

Оценки объекта (города) на основе возможности подъезда и подхода к нему

0 — 10

22

Оценка посещаемости объекта (города) как следствия улучшения и роста гостиничного фонда

0 — 10

23

Оценка объекта (города) на основе исследований и новых научных открытий

0 — 10

24

Оценка интереса потребителей к познавательным и рекреационным турам, включающим посещение объекта (города) и размещение в гостинице города

0 — 10

25

Общая оценка экологии природного объекта как сумма оценок по основным характеристикам, определяющим его экологическое состояние

0 — 10 для каждой

Предложенная методика позволяет сравнить нескольких объектов (городов) и выявить лидеров; оценить преимущество туристско-экскурсионного маршрута, разработанного на основе определенного экскурсионного ряда объектов. Для объективности результата необходимо обеспечить равные условия экспертизы по каждому объекту (городу). Например, оценка по пункту 6 должна быть выполнена одной и той же бригадой экспертов – для каждого анализируемого объекта. Для каждого случая применения Комплексной методики необходимо разработать программу работы; принять решение, по каким факторам работу проведет специалист, а по каким – следует провести анкетирование. Для рекреационного тура, в зависимости от его направленности, в Комплексную методику необходимо ввести позиции, которые учитывают определяющие экологические характеристики.


Учет каждого фактора в табл. 1, дает частную оценку только в рамках соответствующего фактора. Оценка потенциала объекта на основе учета всех факторов, приведенных в таблице 1, дает максимально достоверный результат. При выполнении требований предложенной методики достигается равенство условий в сопоставлении объектов (или городов региона, или рассматриваемых туристско-экскурсионных маршрутов) по всему спектру характеристик, которые учтены приведенными в таблице факторами.
Применительно к конкретным объектам, а также городам, туристско-экскурсионным маршрутам, каждый из представленных факторов должен быть сформулирован максимально точно. Комплексная методика может быть развита путем дополнения специфическими факторами – при оценке потенциала в конкретных вариантах.

Расчет потенциала p культурного или природного объекта (памятника, города, уникального природного явления, маршрута) определяется как арифметическая сумма оценок по каждому из факторов, приведенных в табл. 1, в соответствии с простой формулой:


где p 1p 25p N – оценки, принятые по факторам в соответствии с табл. 1.


В случае учета N факторов, формула расчета потенциала будет включать N слагаемых.

Для большей объективности результата расчета потенциала целесообразно привлечь к работе нескольких независимых экспертов, и в качестве окончательной оценки потенциала принять среднее значение от полученных ими результатов.


Активное развитие туризма идет повсеместно в мире. Одновременно нарастают экологические проблемы, и все более актуальными становятся экологические исследования. Еще недавно вопросы экологии рассматривались специалистами туризма практически лишь с целью формирования различных экологических туров, но сегодня принципиально важными становятся вопросы влияния туризма на окружающую среду и окружающей среды – на туристов. Внедрение потока туристов в пространство природы порой наносит существенный вред растительному и животному миру. Дальнейшее развитие экологического туризма требует проведения тщательных исследований, направленных на определение условий осуществления этого вида туризма. Следует разработать концепцию взаимодействия туризма и окружающей среды и предложить соответствующие практические рекомендации. Необходимо провести анализ ситуации в заповедниках и парках; осуществить специальные меры для установления дружеских отношений между природой и человеком. Для каждого заповедника, парка, ценного объекта природы, где предусмотрено туристское посещение, необходимо спроектировать оптимальную схему туристских троп, оборудованных средствами ориентации и связи, защиты туриста от непредвиденных обстоятельств и защиты природы от неподготовленного туриста.

Устойчивое развитие туризма непременно должно быть сопряжено с устойчивым сохранением окружающей среды.


Необходимо разработать дисциплину «ЭКОЛОГИЯ ТУРИЗМА» и программу подготовки специалистов в колледже и вузе по этой дисциплине. Целесообразно ускорить введение общей подготовки в сфере экологии для учащихся начальной и средней школы.


По инициативе Правительства Москвы в последние годы в столице, на нескольких городских экспериментальных площадках проводится, под руководством профессора Ягодина Г. А., масштабная научно-практическая работа, направленная на включение экологической тематики в различные дисциплины. Одновременно проходит практическую отработку учебный курс экологии. В рамках этой работы на экспериментальной площадке ГОУ СОШ № 374 рассматриваются вопросы взаимосвязи туристско-экскурсионной деятельности и окружающего мира1 [3]. Постоянное расширение внутреннего и выездного туризма включает детей в туристско-экскурсионную деятельность. Рост числа российских туристов, выезжающих по всему миру, составил в 2007 г. 20,8% относительно 2006 г.2 [4]. Интерес к поездкам, воспринимаемый детьми изначально лишь как отдых и развлечение, многих из них в дальнейшем приводит в профессии, связанные с туризмом.


Восприятие различных аспектов взаимодействия туриста и экскурсанта с окружающей средой образовывает и воспитывает детей, открывает им новые возможности. В некоторых регионах также проводится работа по внедрению в школьное образование экологической тематики. Возможно, следует активизировать работу по обмену опытом между школами, находящимися в разных регионах Российской Федерации. Постижение учащимися проблем среды обитания в аспекте экологии дает важные результаты в образовании, воспитании, формировании экологизированного мышления. Через несколько лет в вузы туристского профиля придут абитуриенты, имеющие общую экологическую подготовку. Опыт формирования экологизированного мышления у учащихся в школе может быть использован в вузе и реализован в процессе прохождения специальной туристской практики, что целесообразно предусмотреть в Государственном образовательном стандарте 3-го поколения и в Примерном учебном плане вуза.


Комплексную методику оценки потенциала культурных и природных объектов туризма, предложенную в данной работе, отличают следующие преимущества: максимальный учет факторов, влияющих на оценку потенциала; простая и удобная форма, а также высокая степень объективности расчетного численного значения потенциала культурных и природных объектов. Сравнение расчетных значений потенциала для нескольких объектов позволяет принять оптимальное решение по выбору приоритетов в восстановлении и обустройстве объектов; созданию туристской инфраструктуры; разработке туристско-экскурсионных маршрутов на основе экскурсионного ряда, включающего наиболее ценные и удобно расположенные объекты показа и посещения, которые соответствуют тематике тура.


В работе аргументирована необходимость постоянно гармонизировать отношения между потребностями устойчивого развития туризма и устойчивым сохранением окружающей среды. Предложено создать дисциплину «ЭКОЛОГИЯ ТУРИЗМА» и включить ее в Образовательный стандарт и учебный план подготовки выпускников учебных заведений туристского профиля; постоянно и целенаправленно проводить работу по экологизации мышления учащихся и специалистов туризма.

____________________________

3. Научный отчет об экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 374.//Московская Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».//Научный руководитель работы Караневский П. И.
4. RATA news № 1995 от 26.03.2008; http://www.ratanews.ru/news/news_26032008_1.stm

Библиографический список

 
  1. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-н/Д: изд. «Феникс», 1997- 640 с.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N12-ФЗ от 05.02.07 г.// «Российская газета» (Федеральный выпуск) N4291 от 09.02.2007.
  3. Научный отчет об экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 374. // Московская Городская экспериментальная площадка «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». // Научный руководитель работы Караневский П. И.
  4. RATA news № 1995 от 26.03.2008; http://www.ratanews.ru/news/news_26032008_1.stm

Статья опубликована в Сборнике научных статей «Туризм и региональное развитие», Выпуск 5 (V Международная научно-практическая конференция).


Сделать закладку на эту страницу:



 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >