Главная страница arrow Статьи членов МТА arrow ПУТРИК Ю.С.СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ПУТРИК Ю. С. СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Версия для печати Отправить на e-mail

СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦии НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ[1]

Путрик Ю. С.

Аннотация: Происходящие под влиянием информационных технологий глобальные изменения приводят к новым представлениям о принципиальной модели туристско- рекреационной системы и к всё большему укрупнению туроператорских структур с одновременным замещением туроператорской функции интеграцией с транспортными системами и саморегулированием, в т. ч. на базе активного развития процессов автоматизации туристско-проектной деятельности.

Ключевые слова: туризм, система, технологии, цифровизация, саморегулирование.

Система туризма претерпевает серьёзную трансформацию в т. ч. под знаком крушения Томаса Кука, что, в общем-то, символично, так и вслед за все ускоряющимися изменениями на внутреннем рынке и в геополитической обстановке. Усиливается стремление более эффективно применять цифровые технологии в сфере государственного регулирования сферы туризма.

Поскольку тема данной статьи связана с системными изменениями, то уместно вспомнить о базовой модели туристско-рекреационной системы, которая впервые была разработана, обоснована и опубликована в 1975 в фундаментальном труде Института географии АН СССР группой ученых под руководством профессора Преображенского Владимира Сергеевича, возглавлявшего эту научную группу, будучи заместителем директора Института географии. Территориальная рекреационная система, согласно этой модели, опубликованной в фундаментальном труде «Теоретические основы рекреационной географии» [1], представляет собой социальную географическую систему, состоящую из туриста, природных и культурных комплексов, материальных объектов, транспорта, персонала и органа управления.

Однако, сегодня мы видим, что традиционные формы управления сдают свои позиции и постепенно уступают место саморегулируемым механизмам внутри этой системы. Таковые условия задаются прежде всего процессом цифровизации и поэтому среди базовых элементов туристско-рекреационной системы де-факто появился еще один базовый компонент — информационный. В этой связи интерес представляет прежде всего решение проблемы повышения достоверности статистических данных, отражающих деятельность туристских организаций и дифференцированных показателей туристских потоков как по регионам России, так и на федеральном уровне. Сегодня единая методика определения числа туристов по регионам отсутствует, хотя научные разработки на сей счёт имеются[2]. Однако эти разработки уже в течении ряда лет так и на нашли своего применения в сфере туризма в нашей стране.

Возвращаясь с системному пониманию процессов, происходящих на туристском поле нашей страны с очевидностью можно отметить все возрастающую взаимосвязь и зависимость отечественного выездного, внутреннего и въездного туризма не только от внешних обстоятельств на мировых экономических рынках, но и от быстрого развития технологий, которые, собственно, уже внесли принципиальные изменения в саму систему туризма, которые выражаются, как уже упоминалось выше, появлением в системе информационной компоненты, коренным образом поменявшей схему взаимоотношений между субъектами и объектами туристского процесса. В перспективе туроператорские структуры будут укрупняться, а функции туроператора, хотя будут подвергаться размыванию, однако при этом все больше будут интегрироваться с транспортными компаниями при постоянно расширяющей сети доступных населению турагенств. Ко всему этому уместно будет добавить о той всеобъемлющей перезагрузке в сфере мировой экономики под воздействием пандемии коронавируса, после которой существенно сменятся акценты как в глобальной экономической деятельности в сторону социальных и эклогических приоритетов, так и в туризме в сторону саморегулирования поездок, когда проектирование стандартных туров будут все больше осуществлять не туроператоры, а созданные ими искусственные интеллектуальные системы.

В контексте темы данной статьи заметим, что некоторые довольно крупные начинания по совершенствованию структуры оказания услуг в сфере туризма будут, скорее всего, обречены на неудачу. Так, рассуждая о введении электронной путёвки, мы можем не найти ей места в будущей системе мирового и отечественного туризма. Не случайно внедрение этого чисто российского изобретения буксует и систематически откладывается на самом высоком уровне. Заметим, что для разработки и внедрения электронной путевки была создана специальная организация — компания «Национальные туристические технологии», а Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2019 г. № 1660-р Акционерное общество «Национальные туристические технологии» определено оператором единой информационной системы электронных путевок[2]. Между тем, по данным проведенной Счетной палатой проверки, на разработку электронной путевки из федерального бюджета уже было выделено 500 млн рублей. Но, хотя о готовности системы докладывали еще в 2017 году, она так и не заработала. Об говорилось, в частности, на круглом столе в Г осдуме в ноябре 2019 года [3]. И вот теперь внедрение электронной путевки вновь переносят на конец 2020 г…

Изменения в системе туризма очень сильно затронут и все сопредельные с туризмом сферы: образование, культуру, здравоохранение, транспорт, торговлю и др. С новой силой проявится интегративная способность туризма к расширению и углублению взаимодействия туризма с этими сопредельными сферами, выход на новый качественный уровень. В образовании возрастёт роль теоретических дисциплин, которые позволят выпускникам лучше ориентироваться в свой субпрофессиональной среде. Цифровизация сферы культуры позволяет сегодня создавать новые модели взаимодействия объектов культурного наследия со сферой туризма в рамках геокультурной матрицы Российской цивилизации, привнося в процесс туристского обслуживания цивилизационный смысл в большей степени, чем это было до настоящего времени, делать туристский продукт ещё более привлекательным и разнообразным [4]. Все более тесное взаимодействие с системой здравоохранения вызвало бурный рост медицинского туризма, который определяется сегодня как «подвид оздоровительного туризма, представляющий собой туристские поездки, главной целью которых является получение высококвалифицированной медицинской помощи и услуг за пределами места проживания туриста. Как правило, такая поездка совмещается с отдыхом и посещением объектов показа» (Российский энциклопедический словарь…, 2018) [5].

Все эти изменения должны находить своё отражение и учитываться в положениях нормативно-правовых документов, особенно в государственных и региональных программах развития туристской отрасли. Всего таких программных на федеральном уровне, начиная с 1996 г,, было принято не менее восьми:

1996 г.— Г оспрограмм развития туризма до 2005 г;

2002 — Концепция развития туризма до 2005 г (взамен невыполнявшейся предыдущей программы);

2008 г.— Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года;

2011 г.— Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»;

2013 г.— Г осударственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы;

2014 г. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года;

2018 г.— Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»;

2019 г.— Стратегия развития туризма в России до 2035 года.

Надо отметить, что эти документы, часто «накладывающиеся» друг на друга по срокам, не представляют собой единой и последовательной линии мероприятий, направленных на эффективное развитие туристской отрасли. А их цели и задачи не всегда корреспондируют между собой и даже вступают в противоречия. Так если генеральной линией и стратагемой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» была кластерная политика, в результате которой во многих регионах страны построены десятки туристско — рекреационных и автотуристских кластеров, которые требуют, безусловно, своего дальнейшего развития и господдержки, то в пришедшей этой программе на смену «Стратегии развития туризма в России до 2035 года» термин «кластер» не упоминается вовсе, приведенные в I разделе Стратегии термины поражают хаотичным набором видов туризма и непонятной «новизной» привнесенных терминов и их трактовок. Чего только стоит, например, термин «нишевые виды туризма», определенный тремя словами как «редкие виды туризма. Можно даже местами поменять — смысла не прибавится…

Заметим, что официальных итогов выполнения набора упомянутых документов с показателями эффективности от проведенных сотен мероприятий вряд ли удастся обнаружить в ведомственной отчетной документации. В 2020 году завершается выполнение двух вышеупомянутых документов — Г оспрограммы (2013–2020 гг) и Стратегии до 2020 г., результаты исполнения которых вполне могли бы послужить отправной точкой для дальнейших системных действий в области развития туристской инфраструктуры нашей страны. Однако вместо этого принимается наспех изготовленная наивно-декларативная стратегия до 2035 года с неясными механизмами её реализации, перспективами и никак не обоснованными показателями.

Заключение. Современный туризм, являясь однозначно признанной экономически и социально значимой отраслью предоставления услуг в нашей стране требует более последовательной государственной политики и поэтому здесь необходим избегать колебаний и шараханий из стороны в сторону, что видно из приведённых примеров. Понятие «туризм» вполне достойно также включения в Основной Закон, т. е. в Конституцию Российской Федерации. Достаточно вспомнить положительный в этом отношении опыт СССР, где туризм был включён в Конституцию государстве как важный инструмент оздоровления населения и культурно-просветительной работы [3]. В этой связи 2 марта 2020 г. на имя председателя Комитет Г осдумы РФ по государственному строительству и законодательству П. В. Крашенинникова было направлено Обращение с предложением к поправкам в Конституцию Российской Федерации, связанные с туризмом, рекреацией и свободным временем граждан[4], в котором предлагается Статью 37, п. 5. Конституции российской Федерации (1993 г) изложить в следующей редакции: Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма…»[5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теоретические основы рекреационной географии. М., «Наука», 1975.

2. Формирование научно-обоснованной системы статистического учёта и отчётности в сфере туризма в Российской Федерации с введением в неё широкого спектра качественных показателей туристских

потоков//Коллективн. научн. монография (авторы: Александрова А. Ю., Житенёв С. Ю., Забаев Ю. В., Путрик Ю. С., Соловьёв А. П. и др.). Ответственный редактор С. Ю. Житенёв, научный редактор Ю. В. Забаев. М., «Индрик», 2014.— 304 с.

3. Ставцева С. «Законопроект об электронной путевке иначе как авантюрой Назвать трудно». Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. № 4940 от 22.11.2019 г. https://ratanews.ru/news/news 22112019 4.stm

4. Путрик Ю. С. Г еокультурная матрица российской цивилизации как инструмент туристского развития регионов. В кн. Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации: доклады и материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 мая 2018 г.)/ под ред. А. В. Костиной, Вал. А. Лукова. —М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. С 202–209. Всего 314 с., [VI] dSBN 978-5-907017-63-4

5. Российский энциклопедический словарь «Туризм». Под ред. С. Ю. Житенёва. Коллектив авторов: С. Н. Абакумов, М. В. Арифуллин, М. Б. Биржаков, И. А. Дрогов, С. Ю. Житенёв, Г. И. Журдан, П. И. Караневский, В. А. Ливцов, Ю. Е. Мешков, Е. М. Николаев, В. С. Новиков, Ю. С. Путрик, С. И. Реснянский, А. П. Соловьёв. М.: Институт Наследия, 2018. С. 238.

Сведения об авторе

Путрик Юрий Степанович — доктор исторических наук, кандидат географических наук, руководитель Центра социокультурных и туристских программ Российского научно­исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Москва), профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Адрес: 129366, Россия, г. Москва, улица Космонавтов, дом 2. Тел.: +7 (495) 686-13­19. Эл. адрес: putrik@list.ru

SYSTEM CHANGES IN THE TOURISM SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE MODERN STAGE

Yurii S. Putrik

Abstract: The global changes that are taking place under the influence of information technology are leading to new ideas about the fundamental model of the tourist-recreational system and to an increasing replacement of the tour operator function by integration with transport systems and self-regulation, including based on the active development of processes for the automation of tourism and design activities.

Key words: tourism, system, technology, digitalization, self-regulation.



[1] Статья опубликована в Сб. «Актуальные проблемы развития туризма: Материалы международной научно-практической конференции, 11–12 марта 2020 г.» / под ред. С. В. Дусенко, Н. Л. Авиловой; РГУФКСМиТ.— М., 2020. С. 353–360.

[2] Официальный сайт АО «Национальные туристические технологии»: http://www.aontt.ru/

[3] 1. В Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. в статье 39. право граждан РСФСР на отдых было обеспечено «…предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма.». 2. В Конституции СССР 1977 г. в статье 41. право граждан РСФСР на отдых было обеспечено «.предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма…».

[4] Обращение зарегистрировано в ГД РФ за № вх2.8-15-40566 от 02/03/2020.

[5] Курсивом выделено собственно дополнение в текст документа.

 


Сделать закладку на эту страницу:

 

Добавить комментарий



Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >